Водитель на предприятии: актуальные вопросы организации медицинских осмотров


Поскольку многие предприятия, по специфике своей деятельности, имеют в штате водителей, часто возникает вопрос о правильной организации проведения медицинских осмотров, в том числе ежесменных предрейсовых и послерейсовых, а также о возможности отнесения в налоговом учете затраченных сумм к расходам предприятия.
 
Каждое предприятие имеет большое желание «упростить себе жизнь», поэтому нередки случаи введения в штат медицинского работника, а не заключения договора на медицинское обслуживание с территориальными медицинскими учреждениями, что, только на первый взгляд, является более удобным и выгодным организационным вариантом.
 
Рассмотрим вопрос о правомерности введения в штат медицинского работника.
 
Согласно ст.16 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.1992 г. № 2801-XIIучреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов.
 
Пункты здравоохранения (здравпункты) на предприятиях могут создаваться:
1)      Путем заключения договора между предприятием и соответствующим органом здравоохранения Здравпункт, создаваемый на предприятии, относится к амбулаторно-поликлиническим учреждениям, то есть входит в состав поликлиники или амбулатории (является её подразделением)[1]. В таком случае медицинские работники здравпункта не состоят с предприятием в трудовых отношениях;
2)      Самим предприятием (с необходимостью осуществления государственной аккредитации[2]  и получения лицензии на право осуществления медицинской практики[3]. В данном случае пункт здравоохранения находится на балансе предприятия, является его структурным подразделением, и непосредственно ему подчиняется. Работники здравпункта состоят с предприятием в трудовых отношениях, их должностные обязанности и правила трудового распорядка устанавливаются предприятием.
 
Исходя из вышеизложенного следует, что введение в штат предприятия медицинского работника без организации здравпункта в соответствии с действующим законодательством Украины неправомерно. Также осуществление деятельности, без получения лицензии является административным правонарушением, за которое должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст.164 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X (от 340 до 1700 грн.).
 
Что же касается отнесения в налоговом учете затрат на организацию медицинских осмотров водителей транспортных средств, в частности ежесменных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, то согласно абз.2 пп.140.1.1 ст.140 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) при определении объекта налогообложения налогоплательщик учитывает расходы двойного назначения, в частности расходы (кроме тех, которые подлежат амортизации) на организацию, содержание и эксплуатацию пунктов бесплатного медицинского осмотра, бесплатной медицинской помощи и профилактики работников (в том числе обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, а также расходы на заработную плату наемных работников).
 
Однако, расходы на содержание и эксплуатацию здравпункта должны быть обусловлены спецификой выполняемых работниками обязанностей. Следует обратить особое внимание на то, что расходы на профилактику и предоставление бесплатной медицинской помощи может учитывать только тот налогоплательщик, у которого наличие пункта медицинского осмотра наемных работников и их обеспечение бесплатной медицинской помощью предусмотрены законодательством. В других же случаях такие расходы не учитываются при определении объекта налогообложения.
 
Так, в соответствии со ст. 46 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 г. № 3353-XII (далее – Закон № 3353-XII) администрация предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, в штат которых входят водители, обязаны обеспечивать водителей санитарно-бытовыми помещениями и оборудованием, а также помещениями для осуществления лечебно-профилактических мероприятий.
Законом № 3353-ХІІ предусмотрено два варианта медицинского контроля обслуживания водителей, (при которых правомерно отнесение в налоговом учете сумм, затраченных на организацию медицинских осмотров, к расходам предприятия), а именно:
1)      заключение договора между предприятием и соответствующим органом здравоохранения – при численности водителей до 100 человек;
2)      создание специализированного медпункта (здравпункта) – при численности водителей 100 и более человек.
 
Таким образом, учитывая структуру предприятия, необходимо правильно организовать проведение медицинских осмотров водителей для избежания ошибок при определении расходов в налоговом учете предприятия.
 
 
Муравицкая А.В.,
Юрисконсульт КЦ «Фактор»



[1]Перечень учреждений здравоохранения утвержден Приказом Министерства здравоохранения от 28.10.2002 г. № 385, и Пояснений к нему.
 
[2]Порядок аккредитации учреждения здравоохранения, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.1997 г. № 765 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 17.12.2012 г. № 1216).
 
[3] Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.